Эрнест (jr0) wrote,
Эрнест
jr0

Categories:

Новое поколение EELV — носителей для ВВС США. И новости Orbital ATK

Появились короткие вести, связанные с проектом носителя Orbital ATK для EELV. Но, во-первых, неожиданная новость: Northrop Grumman corp. покупает Orbital ATK и теперь это планы NGC, соответственно.

GEM 63 GEM 63XL
Пусковая масса, т 49.3 53.4
Масса смеси, т 44.2 48
Высота, м 20.09 21.95
Внешний диаметр, м 1.6 1.6
Диаметр в свету на выходе, м 1.37 1.42

Тяга более 200 тс.
Расклад соперничества за заказы носителей для ВВС такой:

1. ULA Vulcan — двухступенчатый с ускорителями (то есть три ступени, но можно две). Метановый BE-4 и ускорители ATK (NGC теперь) на пусковой ступени. Выбор между ATK и Aerojet произошел в 2015. Водородный Blue Origin BE-3U наверху.

2. ULA Delta Heavy — исключительно водородный носитель. Вероятно, его новая верхняя ступень будет содержать решения, схожие с Vulcan. То есть BE-3U. Три ступени. Этот носитель готов и испытан.

3. SpaceX Falcon 9 block 5 — полностью керосиновый, двухступенчатый. Он, якобы, готов, но явно принадлежит новому поколению, то есть еще долго будет летать.

4. SpaceX Falcon Heavy — полностью керосиновый, трехступенчатый. 28 Merlin. Летит осенью по плану. Станет самым грузоподъемным предложением для ВВС США, SLS только для NASA. Соперник и дешевая замена Delta Heavy.

5. SpaceX Falcon с метановой верхней ступенью на основе Raptor. Контракт с ВВС заключен одновременно с ATK, чуть позже контракта с Blue Origin.

6. Инициативная разработка Blue Origin New Glenn — в две и в три ступени. Семь метановых BE-4 на пусковой ступени, один BE-4 на второй и возможность добавить третью ступень на водородном BE-3U. Они пока не начали взаимодействовать с ВВС прямо, но дорога проторена SpaceX.

7. Наконец, безымянный носитель NGC (прежде Orbital ATK) с одним композитным GEM-63XL в качестве первой ступени. Водородным Blue Origin BE-3U на верхней ступени. Верхняя (вторая) ступень, видимо, собственной разработки, а не ULA. Небольшой, но важный контракт с ВВС получен одновременно с таким контрактом на Raptor. Я полагал, что он касался только ускорителей для Vulcan.

Готовность к летным испытаниям всего разнообразия — 2019−2021. Antares с РД-181 в намерениях теперь не упомянут. Хотя для NASA этот Antares все еще приемлем. Плохие новости для Энергомаша и украинского Южмаша.

Четыре очень разных носителя с BE-3U (Vulcan, Delta Heavy, New Glenn, новый от NGC)! Два носителя с GEM-63XL — всего-то. Прежде твердотопливные ускорители господствовали. Внедрение метана в трех проектах: BE-4 и Raptor.

Ну и о повторном использовании.

+ SpaceX возвращает первую ступень из двух или две ступени Heavy из трех. Пытаются возвратить створки обтекателя.

+ New Glenn идет по тому же пути, что SpaceX, но с отставанием пока лет на 3−5.

+ Vulcan имеет намерение спасать двигатели первой ступени, что явно не входит в срочный план.

+ Как давно известно, можно пытаться возвратить GEM-63XL парашютами, как SRB. Спасая не столько двигатели и намотанный пластмассовый корпус, сколько систему управления и приводы, они дороже.
—————

P. S. Назрел вывод: одинаковые решения в нескольких проектах — BE-3U, BE-4, GEM-63 — снижают их ценность для ВВС США. Цель программы EELV: независимое соперничество исполнителей, устранение возможных узких мест. Возможно, это приведёт к тому, что из четырех проектов ВВС выберет лишь один, потому что неизменен их соперник — SpaceX. Соперничество за заказ в стане ULA-ATK-Blue Origin будет кровавое.

P. P. S. Ну и сайт thedrive "обрадовал" меня догадкой: возможно, NGC отказались от борьбы в T-X, потому что денежки на покупку Orbital ATK собирали, а там еще заказ нового бомбардировщика B-21. Мол, решили сосредоточиться. Это слух, напоминаю.

—————
Почитать по-английски:
http://aviationweek.com/space/orbital-atk-unveils-plan-next-gen-eelv-competitor
https://www.orbitalatk.com/flight-systems/propulsion-systems/GEM-Motors/docs/GEM%2063_GEM%2063XL.pdf
http://spacenews.com/space-industry-awaits-air-force-decisions-on-future-launch-services/


Tags: aces, aerojet, be-3, be-4, blueorigin, eelv, falcon, falconheavy, raptor, thiokol, ula, ula vulcan, usaf, новости, сша
Subscribe

promo jr0 january 28, 2019 05:11 30
Buy for 10 tokens
Удивительный путь Эдгара Шмюда, немецкого мигранта в США, автора знаковых и самых успешных проектов истребителей P-51 Mustang, F-86 Sabre, F-100 Super Sabre и F-5 Tiger 1. Самоучка! «Я родился 30 декабря 1899 года, — писал Шмюд, — в маленьком городке недалеко от Цвайбрюкена…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments