Эрнест (jr0) wrote,
Эрнест
jr0

Categories:

Як-1, отсебятина

0. Вообще

Попытаюсь тут изложить отсебятину, которая сразу всплыла для меня в предыдущем обсуждении. Делаю это потому что словарь не должен содержать "оригинальные исследования", мне куда-то свое надо деть и сверяться, что:
1) я не подсунул отсебятину в словарь
2) я не сделал так, что читатель не сможет прийти к моим выводам, я их одним тоном опровергну (это ведь странно тогда)
3) эти догадки могут опровергнуть или заменить другим обобщением
4) могут найтись подтверждения, источники, ведь я прочел не все.

Словарная статья не должна быть полемичной. В ней допустимо недоумения рационализировать, а не обострять. Пишу, так как следовать этому правилу мне трудно.

УТИ — учебно-тренировочный истребитель. Сейчас в ходу УБС — учебно-боевой самолет.

1. Блат и система принятия решений о строительстве системы вооружений
Семейный расклад:
- Яковлев — замнаркома опытного строительства истребительного главка и любимец Сталина.

- Горбунов — брат легендарного наркома, основателя авиации. Недавно прочел, что байка, будто Туполев пошел к Ленину и получил от него благословение ложна в том смысле, что Туполев ходил к Горбунову. Горбунов погиб в ранней авиакатастрофе и потому не был связан с проклятиями Сталина, по-прежнему свят. Как бы не были забывчивы советские люди, но для них несколько лет недостаточно, чтоб забыть ежедневные славицы. Теперь же надо непременно пояснять кто Горбунов.

- Микоян — брат действующего наркома.

- Сильванский — зять наркома Кагановича (Кагановичей трое: тяжпром, авиапром и Горьковский секретарь обкома — зять авиапрома). Кагановичей опустили, но не осудили (один себя убил). Яковлев не скрывая ненавидел Сильванского, но его судьба, полагаю, зависела скорее от наркомов, а не их зама. Яковлев — человек Шахурина, что сменил Кагановича (одного, потом другого). Кстати, верить историческим оценкам Сильванского, преемника Григоровича, не стоит.

В этом раскладе Поликарпову места не вижу, ведь решения обусловлены свойством. Однако связь может быть сложнее: на лучшие проекты послали комиссарить принцев крови. Повторю: моя цель не включать такую отсебятину в статью, но и не мешать последователям это копать.

2. Какой проект одномоторного истребителя полагали самым важным в руководстве
Я полагаю, что это был МИГ-1 (И-200). Потому что лучший завод главка — явно завод №1. Потому что МИГ-1 делали без задержек и успели к войне построить тысячи, к концу 1941 — 3100. И закрыли. И-200 поначалу не опережал И-26.

Мало того, есть сведения, что Микояну предложили и второй крупнейший завод — №21 в Горьком, однако он не пожелал, опасаясь, что заберут завод №1. Потому в Горьком проект Горбунова. И Микоян угадал: для производства ЛАГГ назначено 6 заводов, 5 потеряны в самом начале войны. Для Яков (И-26, И-30) — тоже шесть заводов, но скромнее. С упором на УТИ.

3. О центровке и сверхидеях конструкторов
На мой взгляд их постоянно переоценивают, чтобы объяснить неумелое руководство и дурную экспертизу, чтобы отмазать институты, возложив ответ на личности. Мне очевидно, скажем, что задняя центровка и такие тяжелые воспоминания о борьбе со штопором именно в СССР — это не сложности Поликарпова, Григоровича, Яковлева, Сухого, а — требования УВВС и рекомендации ЦАГИ. Но эти институты ныне во здравии, краеведы их славят.

Вообще же стоит смотреть на документы. Директор завода отдавал гл. конструктору приказы. Но вдруг "Поликарпов сам затянул", когда Поликарпов мог лишь наблюдать (если директор пустит) и жаловаться (если начальство не расстреляли). А на заводах проходили бурные заседания комиссариатов, которые и определяли межсессионный порядок. Конструктор здесь пешка. На пешку охотно валят историческую вину. Потому, впрочем, стремились назначить братьев и зятьев командовать обещающими проектами Поликарпова.

Яркий пример — лекция краеведа Серова у Гоблина: он перечисляет осужденных за гибель Чкалова в порядке от младшего к старшему. Это чтобы младшего выдать за все ответственным. Томашевич Лавочкину ровня, а Лавочкин — герой Серова, другие уровни — стихии. Впрочем, может и кто-то ниже Томашевича по чину пострадал.

4. О происхождении проекта и месте Як-1, обусловленном происхождением
Вот тут написано "Он создавался на базе спортивного Я-7 на заводе №115 и первоначально имел обозначение И-26".
http://www.tsagi.ru/pressroom/archive/2019/4166/

Ничего подобного. УТ-2 (АИР-10, Я-10) намного ближе. И-26 не первоначальное, а общее название проекта. Очень важно, что Як-1 вырос из учебного истребителя — легкого двухместного пилотажного самолета. Перед УТ-2 был одноместный акробатический УТ-1, перед Як-1УТИ был одноместный Як-1. В промежутке не состоявшаяся пара проектов на мощном рядном моторе воздушного охлаждения Renault Bengali. Разрыв отношений с Францией помешал. Эволюция УТ-2 и Як-1 почти одновременна. В 1941 обоим проектам правили заднюю центровку.

Никаких оснований вести Як-1 к подкосно-расчалочному низкоплану с крылом, у которого даже сужения нет, я не вижу. Связь с Caudron-Renault 713 мне отчетлива. Предполагаю, что начальство так же расценивало проект Як-1 — учебно-боевой самолет взамен CR 713. Потому Як-1 не рассматривался как главный, "настоящий". Настоящим мог стать цельнометаллический И-30. Это я в статью вставить должен.

Кстати, завод №115 — опытный завод Яковлева, знаменитые "кроватные мастерские". Там ему директор не указывал. Потихоньку конструкторы только становились номенклатурой. После войны появляются генконструкторы — оно. Конструктором-"генералом" был, видимо, еще Ильюшин, Королев. В 1941 некоторые главные конструкторы охотно становятся директорами: Горбунов, Антонов, Пашинин. Директор — командующий.

Для наглядности: главный авиаконструктор завода получал в войну инженер-майора и до полковника. Главные конструкторы притом были трех степеней. Это можно узнать из наградных документов. Сопляк Королев еще до приговора имел чин дивизионного инженера, то есть — генерала. Его быстрый взлет в чинах пока для меня загадка. О чинах директоров пока не знаю, но они отдавали приказы своим главным инженерам.

… Тут оборву, чтобы не было как обычно. А обычно я пишу и не публикую.
Tags: wiki, авиация, вмв, история, истребитель1940, ссср, франция, як-1
Subscribe

promo jr0 january 28, 2019 05:11 30
Buy for 10 tokens
Удивительный путь Эдгара Шмюда, немецкого мигранта в США, автора знаковых и самых успешных проектов истребителей P-51 Mustang, F-86 Sabre, F-100 Super Sabre и F-5 Tiger 1. Самоучка! «Я родился 30 декабря 1899 года, — писал Шмюд, — в маленьком городке недалеко от Цвайбрюкена…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments