Ernest (jr0) wrote,
Ernest
jr0

Categories:

К записи «Кто на самом деле первым применил метан на ракетных двигателях» (fin-factory)

Хорошо, но мало.

1. Разумеется, вовсе не немцы начали, а Годдард. Вот из его очерка Жидко-топливные ракеты - 1936 кусок:

  • Опыты с жидким кислородом и разными жидкими углеводородами, включая бензин, жидкий пропан и эфир, велись в нерабочее время в 1920 по 1922 годах на грант Кларкского университета. Хотя кислород и водород, как уже описано, обладают наибольшим теплом на единицу массы, представляется вероятным, что жидкий кислород и жидкий метан могли бы позволить себе наибольшую тепловую энергию из тех комбинаций, которые можно было бы использовать без лишних затруднений. Однако наиболее практичной комбинацией, по-видимому, являются жидкий кислород и бензин.


Он пока о теплоте, а не импульсе. Полагаю, обоснование влияния молекулярной массы на скорость истечения (импульс), это после войны. Вроде бы, на этой связи никто до того не настаивал, подразумевая, что чем больше тепла, тем лучше для импульса и все.

Общее правило: начните с Годдарда.

2. Всерьез метан или пропан рассматривали для LMDE, двигателя лунного посадочного модуля Apollo. Там TRW применили пресловутую штифтовую форсунку, которая упрощала регулировки подачи топлива в камеру сгорания, что вело к простоте смены топлива. Однако решили, что промахнутся по срокам, это в 1965-67 было, а опыта работы с метановыми баками в космосе не было. Остатки RL10 использовали в программе, так как производительность водородного насоса подошла для испытаний.

В NASA не позабыли и заказали переделку двигателя LMAE для лунного взлетного модуля для метана - RS18 (есть вики). ЖРД построен и испытывается.

3. Со SpaceX просто: Мюллер в TRW разработал по программе LCPE (дешевый штифтовый двигатель) водородный TR106 со штифтовой форсункой. В 90-е Мюллер испытал его камеру сгорания с метаном, пропаном, бутаном, их смесями и керосином. Керосиновое развитие TR107 построили и испытали уже без Мюллера, после слияния TRW с Northrop.

Мюллер скучал в TRW после отказа NASA и ВВС использовать TR106. Он предлагал, оказывается, TR106 вместо RS68 на Delta IV. Делал ЖРД в гараже ракетомоделистам, а в итоге, сошелся с Маском. Занятно, что Raptor метановый, а форсунка не штифтовая.
-------

Наконец, вы правы, что в СССР и России все это время метались вслед за выбором NASA. Вообще, именно советские приоритеты - забавная штука. Они, как правило, растворяются при анализе. Однако были советские достижения и особенно - рекорды. Даже в РФ, пока нынешняя власть не покрыла все пошлостью и казнокрадством. В СССР пошлость заменяла гостайна и пропаганда, казнокрадство - распил. Пилили именно в СССР, теперь крадут. Пилили в ракетостроении крупно, небывало.


Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий

Tags: nasa, raptor, rl-10, spacex, жрд, история, космос, ликбез, сша
Subscribe

promo jr0 january 28, 2019 05:11 30
Buy for 10 tokens
Удивительный путь Эдгара Шмюда, немецкого мигранта в США, автора знаковых и самых успешных проектов истребителей P-51 Mustang, F-86 Sabre, F-100 Super Sabre и F-5 Tiger 1. Самоучка! «Я родился 30 декабря 1899 года, — писал Шмюд, — в маленьком городке недалеко от Цвайбрюкена…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments