Ernest (jr0) wrote,
Ernest
jr0

Categories:

Из Николая Симонова. Жаренное из книжек об истребителях 1940, в которые зарылся. И-16 и М-25А

Занятные цены на И-16 и его мотор. Особенно в 1936. Из Симонова.



Наименование изделий Цена 1936 г.
(руб. за 1 шт.)
Цена 1937 г.
(руб. за 1 шт.)
Автомат, винтовка Симонова 1410 1250
45-мм танковая пушка 7471 6765
45-мм противотанковая пушка 21070 20400
152-мм гаубица 286461 240000
122-мм пушка А-19 256645 240000
82-мм миномет 6500 4900
Танк БТ-7 114855 100000
Танк Т-26 67400 65000
Истребитель И-16 86000 75000
Бомбадировщик СБ 349000 325000
Авиационный мотор М-25А 70000 53000
Источник: РГАЭ ф.7733, оп.36, д.40, л.79—80.

  70 тыс./86 тыс. = 81%
стоимости истребителя -- мотор М-25А. Или 16 тыс. р за все, кроме мотора. Рост стоимости планера объясним, в 1937 И-16 дооснащали и довооружали. Но это, кстати, косвенно показывает, что И-16 задуман примитивным. Его американский по проекту мотор -- иное дело, там все технологии оказались. А это неправильно, полагаю, но так хотел заказчик.

Сталинские планы производства истребителей из года в год не выполнялись. С другой стороны, делали их больше, чем любая страна, а может и все страны вместе. Надо прикинуть на 1936-37. Там же о 1936:

Виды военной продукции заказ выпол. % вып.
Самолеты (шт.) 4169 2688 64,4
в том числе:
истребители 1805 938 51,9
бомбардировщики 960 341 35,5
Танки (шт.) 4052 4804 118,5
Источник: ГАРФ ф.8418, оп.25, д. 14, л.2—3.

Почти тыс. истребителей. И все они в 1936 -- И-16. Почти 915 И-16 тип 5, якобы, в 1936. Вопреки мнениям авторов «серьезных книжек» в 1936 И-15 и прочие бипланы не выпускали. То есть выходит, что опыт Испании привел к возрождению советских истребителей бипланов.

Вывод: листайте книжки, но не верьте их авторам, а только фактам, цитатам, фотографиям. Историки любят врать, использовать невесть откуда взятые сюжеты -- профанные выдумки. Меня, разумеется, это тоже касается. Если не протрачу время также бездарно, как вчера, то найду данные за 1936 по миру.

Цены СБ иначе выглядят. Их Сталин очень хочет, а они очень не выходят. Доля стоимости моторов ниже. Под рукой нет цены М-103, но он точно не дороже М-25А. Кстати, надо бы мне помнить, что воздушное охлаждение давалось дороже. Для СБ, но с фэнтэзийными М-25А из первой таблицы:
  2*70 тыс./349 тыс. = 40%, а не 80.
И действительно, в отличие от советских истребителей, советские бомбардировщики стремились полно оснастить. Итог -- Пе-2, удивительно сложный и дорогой самолет. Но, как известно, Сталин захотел и легкий одномоторный ближний бомбардировщик, да попроще -- "сталинское задание". Он же -- шокал. Правда, сделали вовсе не примитив, а Су-2. И его не сумели выпускать в войну, к которой столько готовились.

Ну, опуская влияния опыта Испании, Финляндии, мировой моды, репрессий, шарашки. Что опускать никак нельзя.

О мотористах советские пропагандисты писать любят меньше. Там больше сажали, меньше рекрдов, больше лицензий и прямых закупок.
Tags: авиация, история, ссср
Subscribe

promo jr0 january 28, 2019 05:11 30
Buy for 10 tokens
Удивительный путь Эдгара Шмюда, немецкого мигранта в США, автора знаковых и самых успешных проектов истребителей P-51 Mustang, F-86 Sabre, F-100 Super Sabre и F-5 Tiger 1. Самоучка! «Я родился 30 декабря 1899 года, — писал Шмюд, — в маленьком городке недалеко от Цвайбрюкена…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments