Эрнест (jr0) wrote,
Эрнест
jr0

Categories:

Гу-1 откуда замысел? А ЛаГГ? И о Григоровиче. Сумбурные реплики по поводу прочитанного


Климов, Яковлев, Поликарпов. Никакого отношения к следующему тексту, но как сидят, какой стол и портьеры

1. Гу-1

Ну, вот читаю сейчас книги, чтоб найти что-то о Пашинине, а может и Яценко, потому просто, что в вики некоторых статей нет, а период любопытен очень.

Книжка Развитие советской авиации в предвоенный период Степанова (ищите на Флибусте):

  • ...Главный конструктор А.А. Сеньков направил 27 июля 1939 года письмо начальнику 3-го Отдела ПГУ НКАП Н.Н. Леонтьеву в ответ на его письмо за № 210/5921. Он высказывал свои соображения по поводу приобретения СССР ряда образцов зарубежной авиатехники, главным образом американской...

  • Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) № П22/6-ОП от 30 октября 1939 года «О строительстве самолета типа «Аэрокобра» с мотором АМ-37 с длинным валом и выносным редуктором» утверждалось соответствующее постановление КО при СНК СССР обязывало НКАП, директора завода № 301 Эскина Ю.Б. и главного конструктора Гудкова М.И. поставить первый экземпляр самолета типа «Аэрокобра» на госиспытания к 15 августа 1941 года, а второй — к 15 сентября 1941 года...

А сведения об Airacobra от одного из главных конструкторов ЗОК (ОКБ Туполева при ЦАГИ до того) Сенькова. То есть, возможно, не Гудков заболел идеей, а ее ему поручили. И не ему даже, есть повыше, -- директору завода № 301 Эскину. Одновременно с разработкой ЛаГГ, который заказан в январе 1939. И Горбунов с Лавочкиным не сами отправились в Таганрог и Ленинград, а их выставили, чтобы освободить 301 для важного задания -- Гу-1.

Как бы почитать о Леонтьеве, а не о его исполнителях?


2. ЛаГГ

ЛаГГ там же упомянут технологический прообраз из США:

  • <Закупка> самолета «КЛАРК» из пластмассы (в двух экземплярах).

Это про Fairchild F-46 из duramold, род бакелита. Полетел он в 1937. Его-то один построили, а хотели два заказать.



То есть после начала второй мировой началось сближение с США. Неожиданно обнаружили, что они могут много образцов продать и технологий, больше прежних: Германии, Италии, Франции. Так мне понятнее открытость немцев: они-то узнали наверняка, что СССР может ориентироваться на США как источник образцов. Степанов отмечает, что в отчетах почти только американские машины и только чуть французских, скажем, которые закупали за месяцы до -- Renault, Caudron, прежде всего. Деятельность Ришара и Лявиля -- там же. Кстати, Ришар -- автор учебника, вошел и в советские пособия о расчетах прочности еще до приезда в СССР. А о нем принято писать уничижительно. Потому, наверное, большинство конструкторов, которые станут знамениты после, оказались у Ришара? Впрочем, кроме тех, кто будет осваивать производство Douglas и Vultee по разработанным в США методикам приспособления к местным технологиям.

Вообще, руководство НКАП, прежде всего, мотало из стороны в сторону, вслед за модой сразу в нескольких разных странах. Поездки деятелей в зарубежные ознакомительные командировки -- вехи авиационной политики СССР. Решения принимались немедленные и революционные, то есть камня на камне могло не остаться.

И, видимо, новый завод 301, созданный, чтоб мебель в Дом Советов делать, рассматривались НКАП как площадка, где перенимаются новейшие иностранные веяния. Начал там Дубровин с модным новым необычным МВ-6 -- рядником воздушного охлаждения от Renault и Caudron -- сверхлегкий ближний мобилизационный истребитель того же Renault.



С началом войны Дубровина сместили, поставили Горбунова, усилили возвращенными из Новосибирска конструкторами Григоровича, который любил и воспитывал молодежь. И Пашинин, по-видимому, тоже был из воспитанников Григоровича. А еще, сам-то Григорович начал так: взялся за частный ремонт неосторожно побитой французской летающей лодки, да увлекся, снял все чертежи и стал совершенствовать. Украл, если совсем точно.

Неудачу МВ-6 в СССР я объясняю тем, что с началом войны в СССР поняли, что доработок изготовителя двигателя теперь можно не ждать. И все проекты на его основе посыпались, движка на замену не оказалось, продолжить разработку в СССР некому.

В США и Англии тоже писали о разработке истребителя из дюральда этого. В печати такие проекты назвали Panic fighter. Например, на основе Miles M9. Для сравнения, ближние истребители с маломощными моторами, тоже, впрочем, деревянные, называли Home fighter, та же ирония.

В переписке особо упирают на переднюю ногу шасси -- американское новшество. А внутри СССР разборки из-за роста посадочной скорости И-16 в ходе совершенствования и новых проектов. Посадочную скорость упоминается чаще, чем наибольшая скорость на высоте, которую только и указывают советские мурзилки. Много чаще, чем пресловутую неустойчивость И-16. И никто-никто не говорил, что высотность и дальность не нужна, наоборот. Мурзилка знает?

+ 3. Забыл, что собирался тут сложить ссылки о довольно сильном утверждении, что фенол-формальдегидная смола поставлялась, по-видимому, из Германии, а потому производство ЛаГГ столкнулось с кризисом сырья.

Еще в 1916 в Орехово-Зуево, на восток от Москвы, создана фирма Карболит. Там освоили знаменитый, ассоциированный со сталинским временем, бакелит. Скажем, черные телефоны, квартирные электросчетчики и настольные статуэтки. Смолы в основе таких материалов разные. И, якобы, Дельта-древесина -- советское изобретение, сделанное на этом заводе специалистами ВИАМ. Эти смолы растворяли и склеивали таким составом тонкий березовый шпон, притом даже влажный, что, видимо, позволяло укладывать его ровно, сухой идет волной.

Полученная фанера и называлась дельта-древесиной. Снаружи ее покрывали той же смолой, но большего разведения, чтобы слой выходил тоньше. Цвет -- вишневый. Потому первый неокрашенный отполированный И-301 назван роялем.

Ясно, что на изобретение тут ничего, вроде, не тянет -- обычный НИР, как говорится. Ровно так же делали И-16, но клей был казеиновый (из молочной сыворотки). Но что можно прочесть о сложностях и сырье? Многие эксперты пишут, что, мол, смола из Германии, однако ссылки не дают. Я попытаюсь здесь собрать обрывки опубликованных хотя бы утверждений. Их мало.

1) Монография С. В. Иванова Ла-5 из серии Война в воздухе, № 69, 2001. Видимо, это главный источник, хотя очень небрежный, без дальнейших ссылок. Весь текст (с описками, состав называется ВИАМ-Б-3, выпускается еще):

  • Использовавшаяся в конструкции самолета дельта-древесина разработана в ВИАМе, она представляла собой пять-восемь слоев березового шпона, пропитанных фенол-формальдегидной смолой ВИМА-ВЗ.

  • Дельта-древесина использовалась лишь в конструкции Ла-5 ранних выпусков, так как в состав ВИАМ-БЗ входили компоненты, импортировавшиеся из Германии, их запасы закончились, а поступление новых, по понятным причинам, не представлялось возможным. Элементы конструкции, выпускавшиеся из дельта-древесины, пришлось заменить обычной сосной...

2) История завода Карболит

http://opexobo-3yebo.ru/history/knigi/godovie-koltsa-istorii/172-zavod-karbolit.html

содержит непрямые указания. Вот избранные места:

  • ...В 1937 году, открывшем третью пятилетку, на заводе работало более пяти тысяч человек. Репрессии, которыми отмечен тот год, не обошли и "Карболит". Был арестован директор завода Г.И.Левин. Руководство завода обвинялось во вредительстве. Были арестованы мастер Кабин, член профкома Волков, начальник инструментального цеха Дубинский, начальник прессового цеха Бендовский и другие.

  • Начавшаяся в 1939 году вторая мировая война осложнила и затруднила работу предприятия. Значительно изменилась номенклатура продукции. Появились перебои в поставках сырья. Часть мощностей не использовалась из-за несоответствия новому профилю производства. Завод лихорадило. Но в целом он выполнял все ответственные задания.

Это уже в 1939, до нападения Германии. Возможно, речь о том, что были другие зарубежные поставщики, которых заменили на немцев после Пакта.

  • Во время войны завод работал на военные нужды. В середине октября 1941 года по распоряжению Наркомхимпрома начался демонтаж оборудования с целью эвакуации завода в Сибирь. В первых числах ноября сформировали первый эшелон, оборудование и людей отправляли, используя железнодорожную ветку, соединяющую завод с Ярославской железной дорогой. К середине ноября ореховозуевский завод "Карболит" перестал существовать. Вместе с оборудованием были вывезены 385 рабочих и специалистов и 432 члена их семей.

Можно обратить внимание, что завод ужался.

3) Упомянутые коллегой vikond65 постановления:

  • Постановление ГКО от 6.06.42 "Об обеспечении заводов авиационной промышленности балинитом, дельта-древесиной, авиафанерой, смолой ВИАМ-Б и изделиями из пластических масс" и

  • "О строительстве на Доргомиловском химическом заводе им. Фрунзе Наркомхимпрома цеха производства резорцина"

​Это 1942 и тексты я не нашел пока. Любые замечания по-существу будут ценны.
Tags: xxвек, авиация, вмв, история, истребитель1940, пашинин, ссср, сша, франция, як-1
Subscribe

promo jr0 january 28, 2019 05:11 30
Buy for 10 tokens
Удивительный путь Эдгара Шмюда, немецкого мигранта в США, автора знаковых и самых успешных проектов истребителей P-51 Mustang, F-86 Sabre, F-100 Super Sabre и F-5 Tiger 1. Самоучка! «Я родился 30 декабря 1899 года, — писал Шмюд, — в маленьком городке недалеко от Цвайбрюкена…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments