Ernest (jr0) wrote,
Ernest
jr0

Category:

Дополнения к «55 лет первому пуску РН "Протон" (8К82)» (omega_hyperon)

Спасибо. Хорошее чтение. Несколько личных замечаний в надежде на улучшение статьи. Не обижайтесь, я знаю, что чувство уместности у людей разное. То, что отложилось при скором чтении:

1. Завод Мясищева это Руссо-Балт второй, если не запутался, и концессия Junkers, начало цельнометаллического авиастроения в стране. Уникальный завод с уникальным оборудованием и самыми крутыми самолетостроителями. Там отрабатывали Пе-2 - цельнометаллический, с почти ламинарным крылом, с предельной тогда в стране электрификацией. Самый технологичный валовый самолет войны в СССР. Мясищев заменил Петлякова после гибели того в 1942. Кстати, Мясищев и Петляков арестованы в 1937 и работали в туполевской шарашке.

Это важно, так как происходило буквально на глазах. События 20-30 лет, поколения. Это теперь кажется, что "эпохи" разные. Даже Руссо-Балт это в то время, как первые полеты Протона теперь.

2. Бак второй ступени не может быть укороченным баком первой, потому что нагрузки ну совсем разные. Есть унификация, конечно.

3. Схемно-силовое решение Протона узнаваемое - пакет узких неразъемных баков. Как на Saturn I, скажем. Но все-таки не помянуть Titan рядом с Протон никак не возможно. Titan же, видимо, образец поиска для КБХА и Глушко: первые разновидности питались керосином и кислородом, но перешли на самовоспламенение, выиграв в простоте и сроке готовности заправленной ракеты.

Я бы тут добавил, что ракету явно можно в то время пытаться упростить до двухступенчатой, чтобы сделать носитель дешевле и надежнее. Но другого тяжелого носителя не оказалось. И верхние ступени не могли включаться много раз в полете, хотя при самовоспламенении были для того предпосылки. Потому пришлось четвертую ступень делать.

4. Число двигателей, тем более, камер - частность. Но Протон вышел очень-очень сложным по числу типов ЖРД. Можно сравнить и с Titan, и с Falcon. К тому же, вовсе не простых в устройстве. Много разных ЖРД, много ступеней, много разделений... Titan же обзавелся мощными ТТУ, огромным обтекателем.

5. Обида Глушко на Королева для меня проблема. Слишком легкое объяснение, опереточное. Они просто разошлись. Напомню, что КБ Кузнецова теснее всех работало с немцами. Им удалось создать НК-33 (и НК-12) - незаурядный ЖРД. Королев мог ошибиться со сроком их готовности на пару лет - объяснение проще.

Я полагаю, что облик Н-1 - ошибка. Прежде всего, из-за сферических баков и способа управления разнотягом. Протон тут лучше, а не в части выбранных ЖРД или топлива. Топливная пара же заменима. Не без сложностей, но так делали. Керосин меняли на гидразин, а водород, вроде бы, легко заменить на метан, при сохранении важных решений ЖРД и ракеты: большие баки, производительные насосы, малый нагар, какая никакая криогенность.

6. Аварийность Протона в те годы уже почти неприемлемая, а, с учетом числа использований, тем более неприемлема теперь. С во многом схожим китайским CZ-2F может выйти еще одно любопытное сравнение. Во всяком случае, стоит упомянуть и ее.

7. Перечни неизвестных фамилий меня всегда напрягали. Если кто-то из них будет упомянут хоть дважды в разных контекстах... Хотя я вот искал Пашинина в сопредельных источниках, а, может быть, там его выпилили из-за нелюбви и малоизвестности.

----

Наконец, вики - это не "даже в несчастной". Теперь вижу проблемы вики, у меня уже несколько столкновений там со странными авторами. Приходится уступать даже без обсуждений. Иногда. Однако именно там улучшения, когда качество статей историков не улучшается. Предположу, что было бы здорово и вам поучаствовать. Вы же хотите большего.

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий




Tags: история, космос, ссср, сша
Subscribe

promo jr0 january 28, 2019 05:11 30
Buy for 10 tokens
Удивительный путь Эдгара Шмюда, немецкого мигранта в США, автора знаковых и самых успешных проектов истребителей P-51 Mustang, F-86 Sabre, F-100 Super Sabre и F-5 Tiger 1. Самоучка! «Я родился 30 декабря 1899 года, — писал Шмюд, — в маленьком городке недалеко от Цвайбрюкена…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments