Эрнест (jr0) wrote,
Эрнест
jr0

Categories:

Пашинин-2. На сей раз текст зрелее, учтены замечания

-- Перемены, прежде всего, первых главках и последней. А ещё новые, но небогатые источники, главное поиск связей.

Предыдущее обсуждение тут. Спасибо участникам. И Wiki:

ru.wikipedia.org/wiki/Пашинин,_Михаил_Михайлович

Фотография сборочного цеха завода № 21.

————
Михаил Михайлович Пашинин (1902—1973) — советский авиаконструктор.
Главный конструктор ряда крупнейших советских авиазаводов до и после Великой Отечественной войны. Во время войны служил военным атташе в Лондоне. С 1956 года заместитель и с 1960 по 1963 год преемник генерального конструктора С. А. Лавочкина, генеральный конструктор с 1961 года.
Завод № 1, ведущий конструктор
Поле окончания МАИ распределён на московский государственный авиазавод № 1, где со временем стал ведущим конструктором. Директором завода в ту пору был П. А. Воронин, а выпускался — истребитель И-153 Поликарпова.
Завод № 21, главный конструктор ОКБ-21
После ареста командующего ВВС Я. И. Алксниса осенью 1937 года нарком оборонной промышленности Михаил Каганович, брат наркомтяжпрома СССР Лазаря и первого секретаря горьковского обкома Юлия, решает сменить всё руководство крупнейшего государственного авиазавода № 21 в Горьком. В начале 1938 года Воронин, Поликарпов и Пашинин переводятся с завода № 1. Директором завода № 21 становится Воронин, главным конструктором Поликарпов, Пашинин его заместителем.
Но ещё в декабре 1937 года конструкторов завода № 84 из Химок, собственной опытной базы КБ Поликарпова, переводят на завод № 156 (завод опытных конструкций ЦАГИ). А вскоре и самого Поликарпова переводят туда взамен арестованных осенью 1937 года А. Н. Туполева и В. М. Петлякова. Как выразился нарком Каганович: для искоренения туполевщины и петляковщины.
Так М. М. Пашинин становится главным конструктором опытного конструкторского бюро (ОКБ) крупного авиазавода, где ведёт внедрение валового производства истребителя И-16 Поликарпова и его совершенствование, внедрение производства нового истребителя И-180 Поликарпова. Заодно завод избавляют от других проектов.
- ИП-21 — истребитель пушечный Пашинина
Во второй половине 1939 года М. М. Пашинин разрабатывает собственный проект пушечного истребителя ИП-21 под новый мотор М-105 или М-107, взамен И-16 с мотором М-63. Опиралась, что подчёркнуто в предложении проекта, на привычную для авиазавода технологию и конструкцию И-16, однако с крылом более сложного для производства и необычного тогда профиля. Проект одобрен НКАП.

  • В декабре 1937 года проект И-164 Поликарпова использован для истребителя И-220 А. В. Сильванского, 22-летнего зятя наркома оборонной промышленности Кагановича, во вновь созданном КБ.

  • 6 ноября 1939 года по предложению Воронина НКАП командировал Поликарпова знакомиться с авиапромышленностью Германии, а, тем временем, по предложению того же Воронина, на заводе № 1 «Дукс» из состава ОКБ Поликарпова распоряжением НКАП выделен конструкторский отдел для разработки истребителя по проекту И-200 Поликарпова и Тетивкина, который возглавили А. И. Микоян (младший брат министра внешней торговли Микояна) и М. И. Гуревич (участник командировки в США, возглавляемой Ворониным; осваивал лицензионное производство Douglas DC-3). Так начат проект МиГ-1.

В январе 1940 года в опалу попадают все трое братьев Кагановичей. Снимают с понижением наркома НКАП М. М. Кагановича, вместо него назначен А. И. Шахурин, который за год до того сменил третьего из братьев Юлия в горьковском обкоме. Шахурин взял Воронина в заместители. 3 января 1940 года уже новое руководство НКАП постановило построить истребители И-21 под заводским индексом «тип 30». 10 января ещё директор завода № 21 Воронин приказал изготовить три опытных самолёта и один планер для наземных прочностных испытаний. В марте 1940 года комиссия НКАП рассмотрела макет:


  • Обязать НКАП и конструктора Пашинина построить опытный одномоторный истребитель под мотор М-105П.

— Постановление Комитета Обороны 4 апреля 1940 года
В проекте заняли 50 конструкторов, ему отдали опытный цех с наиболее квалифицированными мастерами. Но одновременно завод уже осваивал производство нового истребителя И-180 конструктора Поликарпова, что привело к конфликту в руководстве завода и, вероятно, неудаче внедрения И-180.

  • Недостаточное внимание к машине 25 < И-180 Поликарпова называли и «тип 25» > со стороны руководства завода. Лучших мастеров с машины сняли и перевели на И-21. На рабочих участках И-180 Воронин почти не бывает, тогда как ежедневно по нескольку раз приходит на машину И-21.

— Доклад старшего военпреда завода Белоусова
Первый опытный ИП-21 построен в июне 1940 года, лётные испытания начались 11 июля 1940 года, испытатель П. В. Фокин. 18 августа он совершил показательный полёт в День авиации в Москве. Но на совещании первого отдела 7-го (истребительного) Главного управления НКАП 4 декабря решено проект Пашинина прекратить. ОКБ и опытное производство завода № 21 приказом НКАП № 623сс от 10 октября 1940 года передавалось главному конструктору С. А. Лавочкину. Хотя в то же время полетел уже третий опытный ИП-21, с доработками. 23 ноября 1940 года приказом НКАП главным конструктором завода назначен Лавочкин. К 14 декабря 1940 года провели заводские испытания ИП-21 по ускоренной программе и самолёт передали в ЛИИ НКАП для испытаний с 1 марта до 26 мая 1941 года.

  • Предъявленный самолет И-21, вследствие его недоведённости и наличия в серийной постройке образцов с аналогичными лётно-тактическими данными, передавать на госиспытания нецелесообразно.

— Заключение отчёта по испытаниям ИП-21 6 июня 1941 года
Во время войны третий ИП-21 пытались использовать в ПВО Москвы.
Завод № 464, главный конструктор
25 декабря 1940 года назначен главным конструктором авиазавода № 464 НКАП в Риге. Что оформлено приказом НКАП № 28сс 17 января 1941 года о переводе с завода № 21 «для организации КО < конструкторского отдела > при заводе № 464», ему в подчинение перевели и 20 конструкторов завода № 21 для внедрения в серийное производство самолёта УТИ-26 конструктора Яковлева.
Завод № 122, начальник СКБ
Эвакуация завода № 464 и его ОКБ на площадку авиазавода № 122 в Куйбышеве, строительство которого началось незадолго до войны в 1941 году. В июле 1941 года Пашинин стал начальником серийного КБ (СКБ) завода.
Военный атташе в Лондоне, торговый представитель
До 1946 года служил военным атташе в Торгпредстве СССР в Лондоне. Участвовал в знаменитой закупке лицензий на турбореактивные двигатели фирмы Rolls-Royce Derwent и Nene.
Завод № 82, главный конструктор ОКБ-82
С 1946 года Пашинин — главный конструктор ОКБ-82 знаменитого авиазавода № 82 Министерства авиапромышленности СССР в Москве. В ОКБ переведено более двухсот специалистов из Куйбышева, вероятно, работников завода № 464, где Пашинин работал в начале войны.
- С-82 — двухместный винтореактивный истребитель сопровождения
Постановлением Совета Министров от 11 марта 1947 года ему поручили спроектировать и построить к 1948 году двухместный истребитель сопровождения с дальностью полёта 3200-4200 км. Винтореактивный истребитель назвали С 82. Предполагалось на него установить два разных двигателя:
+ поршневой двигатель АШ-73 2ТК А. Д. Швецова и турбореактивный двигатель ТР-1 А. М. Люльки либо
+ турбовинтовой двигатель Э-3081 В. В. Уварова и турбореактивный двигатель ТР-2 Люльки.
Изготовление истребителя до 1948 года, когда и от этого проекта отказались, тему закрыли.
ОКБ-82 ликвидировано приказом Министерства авиапромышленности (МАП СССР) № 440сс от 21 июня 1948 года. Часть помещений и состава ОКБ-82 переданы в июле 1948 года новому ОКБ-4 конструктора вертолётов М. Л. Миля, а другая часть – самому заводу № 82. Пашинин возглавил серийный конструкторский отдел (СКО) завода.
В январе 1954 года образовано КБ-82 на базе СКО завода № 82 для внедрения в производство ракеты В-300 для ЗРК С-25. Главой КБ-82 стал Пашинин.
В 1955 году завод передан Миноборонпрому (МОП СССР), в связи с чем КБ формально расформировано, а в августе создано КБ завода № 82 МОП, как подразделение ОКБ-301 С. М. Лавочкина, его вновь возглавил Пашинин. До 1956 года конструктор Пашинин руководил внедрением ракет В-300 в серию, проектной документации ракет 207А и 215.
Завод № 301, генеральный конструктор
В 1956 году М. М. Пашинин стал заместителем генерального конструктора Лавочкина в ОКБ-301[9], а после смерти Лавочкина в 1960 году возглавил ОКБ до 1963 года. После назначения Пашинина это ОКБ покинула группа конструкторов во главе со вторым бывшим заместителем Лавочника Н. С. Черняковым, чтобы продолжить свою тему «Буря».
Пашинин же в ОКБ-301 продолжил разработку ЗРК «Даль», которая в то время задержалась. По поручению ЦК КПСС председатель ВПК Устинов исследовал положение с разработкой. На заседании ВПК 26 июля 1961 года он снял с должности главного конструктора вычислительной системы комплекса, а М. М. Пашинина повысил до генерального конструктора систем «Даль» и «Даль-М».[10] В 1962 году их разработки прекращены, уступив ЗРК С-200.[11] В мае 1963 года Пашинина, которому исполнилось только 60 лет, тихо отправляют на пенсию.
Преемником стал назначенный Пашининым заместитель Г. Н. Бабакин. Предприятие расчленяют на КБ и завод с их переподчинением обратно МАП в состав ОКБ-52 под началом В. Н. Челомея, именно туда ушёл Черняков.
Источники
+ Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации. — Litres, 2012. — 400 с. — ISBN 9785457144989.
+ А. В. Коршунов. Как работалось Н. Н. Поликарпову в советском авиапроме//Легенды и мифы отечественной авиации. Сборник статей / Составитель А. А. Дёмин. — Легенды и мифы отечественной авиации. Сборник статей. — М.: Фонд содействия авиации «Русские Витязи», 2011. — С. 85—108. — 288 с. — ISBN 9785-903389-45-2.
+ Михаил Маслов. Истребители Боровкова и Флорова // Журнал «Авиация». — 1999. — № 2.
+ Иван Родионов. Хронология Ивана Родионова, 1937. Soviet Aircraft Industry. The University of Warwick, Coventry, UK (2018).
+ Алексей Сергеевич Степанов. Развитие советской авиации в предвоенный период (1938 год – первая половина 1941 года). — М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. — 552 с. — ISBN 978-5-91244-020-5.
+ Сергей Тихонов. Предприятия № 101-150. Оборонпром (2017).
+ Владимир Котельников. Советские потомки британских кровей // Журнал «История авиации». — 2001. — № 6. — С. 28.
+ Сергей Тихонов. Предприятия № 61-100. Оборонпром (2017).
+ Сергей Тихонов. Предприятия № 301-350. Оборонпром (2017).
+ Геннадий Павлович Серов. «Даль», канувшая в Лету // Воздушно-космическая оборона : Журнал. — 2013. — № 6.
+ А. А. Моишеев, И. Л. Шевалев. Роль личности в истории ОКБ НПО им. С. А. Лавочкина // Вестник ФГУП «НПО им. С. А. Лавочкина». — 2009. — № 1. — С. 19−29.
+ Шесть лет и вся жизнь конструктора Г. Н. Бабакина / И. Л. Шевалев. — М.: Арт-Бизнес-Центр, 2004. — 448 с. — ISBN 5-7287-0248-1.
————

Ну, и читателям ЖЖ. Есть опасность впасть в однобокий подбор фактов или связать события, которые связаны быть не могут. Например, по времени событий. Я уже обнаружил у себя пару таких ошибок. Прошу возражать.

Разумеется, мне не так уж занятен Пашинин, но даже больше, чем почти всем: ни одной работы ему не посвятили, даже вики-статьи не было, портрета на нашёл ни единого, даже коллективного. Но персонаж важный и я не готов разделить огульные оценки немногих источников о нём, которые мне удалось прочесть. Рыльца оценщиков в пушку.

Я уже вижу, что демонизирую Воронина. Но, надеюсь, читателю основания видны. Поликарпова я вовсе не обеляю и даже Сильванского чернить не хочу (ему тупо никто помочь не желал, так как покровитель его оказался в опале).

Мой вывод: виновны те, кто устроил репрессии, руководил страной. И деятели уровня чуть пониже, вроде Громова, начальника ЛИИ ВВС, Воронина, зама наркома и наркомов. Высшие профессионалы. Но вот удалось ли мне тут показать их роль фактами, а не их подбором? Всё-таки конструктор производит образец или внедряет, а начальник занимается непростой политической борьбой, не зная будущую историю, как знаю её я. Качество их решений можно оценить только правильным сравнением, полагаю. Хочу попытаться сделать это сам.

И мне нравится итог раскопок. Поучительная вышла история.

Буду благодарен замечаниям к стилю. Старался писать нейтрально и по хронологии, что перегружает начало повествования.
Tags: wiki, авиация, вмв, история, истребитель1940, пашинин, ссср
Subscribe

promo jr0 january 28, 2019 05:11 30
Buy for 10 tokens
Удивительный путь Эдгара Шмюда, немецкого мигранта в США, автора знаковых и самых успешных проектов истребителей P-51 Mustang, F-86 Sabre, F-100 Super Sabre и F-5 Tiger 1. Самоучка! «Я родился 30 декабря 1899 года, — писал Шмюд, — в маленьком городке недалеко от Цвайбрюкена…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments