Эрнест (jr0) wrote,
Эрнест
jr0

Categories:

Михаил Михайлович Пашинин (1902−1973) — советский авиаконструктор

Готовя окончательную сводку об, условно говоря, сравнении срочных истребительных программ 1940 в СССР и США (список готов, заполняю таблицу точностью, это непросто), натолкнулся, что, хотя авиаконструкторы СССР в вики представлены неплохо, хоть и не без крупных замечаний, но о Пашинине статьи нет. Сразу сообщу, что его фото я не нашёл в сети.

Пришло на ум скомпилировать в биографию несколько абзацев об И-21 в книге Маслова. Но вскоре объявились два источника: сайт Оборонпром и Вестник НПО Лавочкина. Даже противоречия источников. В общем, биография его почти превратилась в короткую статью. Во всяком случае, не длинную, явно поучительную исторически. Можно обсудить и мораль басни.

Напомню, что это словарная статья должна быть понятна любому грамотному любопытному. Ссылки должны работать. Если есть замечания, то, пожалуйста, сообщите. Или даже сами правьте, но всё-таки пока лучше обсудить со мной, пока я единственный автор и намерен доработать на свежий взгляд.

Приведу мой текст в вики здесь полностью. Для любой критики. Моих недругов приглашаю особо. Видимо, исследований биографии Пашинина просто нет, получился новый источник, по сути. Полагаю, что его можно существенно и быстро улучшить.

Особо обращусь к коллеге fvl1_01 за советами и замечаниями о тексте. Хорошая память и начитанность тут кстати. И неравнодушие.
—————————

Михаил Михайлович Пашинин (1902−1973) — советский авиаконструктор.

Главный конструктор ряда крупнейших советских авиазаводов до и после Великой Отечественной войны[1]. Во время войны служил военным атташе в Лондоне. С 1956 года заместитель и с 1960 по 1965 год преемник генерального конструктора С. А. Лавочкина.

Завод № 1, ведущий конструктор

Поле окончания МАИ распределён на московский государственный авиазавод № 1, где со временем стал ведущим конструктором. В то время там выпускался истребитель И-153 Поликарпова.

Завод № 21, главный конструктор ОКБ-21

В 1938 году Пашинин становится заместителем главного конструктора Н. Н. Поликарпова на авиазаводе № 21 в Горьком, а через некоторое время главным конструктором этого крупного авиазавода, где ведёт внедрение валового производства истребителя И-16 Поликарпова и его совершенствование, внедрение производства нового истребителя И-180 Поликарпова.

ИП-21 — истребитель пушечный Пашинина

Во второй половине 1939 года М. М. Пашинин разрабатывает собственный проект пушечного истребителя ИП-21 (не стоит путать с проектом истребителя И-21 конструктора Ильюшина) под новый мотор М-105, взамен И-16 с мотором М-63. Опиралась на привычную для авиазавода технологию и конструкцию И-16, однако с крылом более сложного для производства профиля.

Схема ИП-21

Проект одобрен руководством НКАП. 3 января 1940 года уже новое руководства НКАП постановило построить истребители под заводским индексом «тип 30» 10 января директор завода № 21 Воронин приказал изготовить три опытных самолёта и один планер для наземных прочностных испытаний.

В марте 1940 года комиссия рассмотрела макет, а 4 апреля 1940 года постановление Комитета Обороны:

Обязать НКАП и конструктора Пашинина построить опытный одномоторный истребитель под мотор М-105П.

В проекте заняли 50 конструкторов, ему отдали опытный цех с наиболее квалифицированными мастерами. Но одновременно завод уже осваивал производство нового истребителя И-180 конструктора Поликарпова, что привело к конфликту в руководстве завода и, вероятно, неудаче внедрения И-180. Старший военпред завода Белоусов докладывал:

Недостаточное внимание к машине 25 < И-180 Поликарпова называли и «тип 25» > со стороны руководства завода. Лучших мастеров с машины сняли и перевели на И-21. На рабочих участках И-180 Воронин почти не бывает, тогда как ежедневно по нескольку раз приходит на машину И-21.

Первый опытный ИП-21 построен в июне 1940 года, лётные испытания начались 11 июля 1940 года, испытатель П. В. Фокин. 18 августа он совершил показательный полёт в День авиации в Москве. Но на совещании первого отдела 7-го (истребительного) Главного управления НКАП 4 декабря решено проект Пашинина прекратить. ОКБ и опытное производство завода № 21 приказом НКАП № 623сс от 10 октября 1940 года передавалось главному конструктору С. А. Лавочкину. Хотя в то же время полетел уже третий опытный ИП-21, с доработками. 23 ноября 1940 года приказом НКАП главным конструктором завода назначен Лавочкин. К 14 декабря 1940 года провели заводские испытания ИП-21 по ускоренной программе и самолёт передали в ЛИИ НКАП для испытаний с 1 марта до 26 мая 1941 года. Отчёт по испытаниям ИП-21 готов 6 июня 1941 года с заключением:

Предъявленный самолет И 21, вследствие его недоведённости и наличия в серийной постройке образцов с аналогичными лётно-тактическими данными, передавать на госиспытания нецелесообразно.

Во время войны третий ИП-21 пытались использовать в ПВО Москвы.[1]

Завод № 464, главный конструктор

25 декабря 1940 года назначен главным конструктором авиазавода № 464 НКАП в Риге. Что оформлено приказом НКАП № 28сс 17 января 1941 года о переводе с завода № 21 «для организации КО при заводе № 464», ему в подчинение перевели и 20 конструкторов завода № 21 для внедрения в серийное производство самолёта УТИ-26 конструктора Яковлева.

Завод № 122, начальник СКБ

Эвакуация завода № 464 и его ОКБ на площадку авиазавода № 122 в Куйбышеве, строительство которого началось незадолго до войны в 1941 году. В июле 1941 года Пашинин стал начальником СКБ завода.[2]

Военный атташе в Лондоне, торговый представитель

До 1946 года работал в Торгпредстве в Лондоне военным атташе. Участвовал в знаменитой закупке лицензий на турбореактивные двигатели фирмы Rolls-Royce Derwent и Nene.[3]

Завод № 82, главный конструктор ОКБ-82

С 1946 года Пашинин — главный конструктор ОКБ-82 знаменитого авиазавода № 82 Министерства авиапромышленности СССР в Москве. В ОКБ переведено более двухсот специалистов из Куйбышева, вероятно, работников завода № 464, где Пашинин работал в начале войны.

С 82 — двухместный винтореактивный истребитель сопровождения

Постановлением Совета Министров от 11 марта 1947 года ему поручили спроектировать и построить к 1948 году двухместный истребитель сопровождения с дальностью полёта 3200-4200 км. Винтореактивный истребитель назвали С 82. Предполагалось на него установить два разных двигателя:

Изготовление истребителя до 1948 года, когда и от этого проекта отказались, тему закрыли.[1]

——

ОКБ-82 ликвидировано приказом МАП № 440сс от 21 июня 1948 года. Часть помещений и состава ОКБ-82 переданы в июле 1948 года новому ОКБ-4 конструктора вертолётов М. Л. Миля, а другая часть – самому заводу № 82. Пашинин возглавил серийный конструкторский отдел (СКО) завода.В январе 1954 года образовано КБ-82 на базе СКО завода № 82 для внедрения в производство ракеты В-300 для ЗРК С-25. Главой КБ-82 стал Пашинин.

В 1955 году завод передан Министерству оборонной промышленности СССР, в связи с чем КБ расформировано, а в августе 1955 года создано КБ завода № 82 МОП с подчинением его ОКБ-301 С. М. Лавочкина, его вновь возглавил Пашинин. До 1956 года конструктор Пашинин руководил внедрением ракет В-300 в серию, проектной документации ракет 207А и 215.[4]

Завод № 301, главный конструктор

В 1956 году М. М. Пашинин стал заместителем генерального конструктора Лавочкина в ОКБ-301[5], а после смерти Лавочкина в 1960 году возглавил ОКБ до 1965 года. После назначения Пашинина это ОКБ покинула группа конструкторов во главе с И. В. Четвериковым, чтобы продолжить проект «Буря». Пашинин же в ОКБ-301 продолжил разработку ЗРК «Даль». Но в 1962 эта разработка прекращена, уступив ЗРК С-200.[6]

Источники


  1. Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации. — Litres, 2017. — 400 с. — ISBN 9785457144989.

  2. Сергей Тихонов. Предприятия № 101-150. Оборонпром (2017).

  3. Владимир Котельников. Советские потомки британских кровей // Журнал «История авиации». — 2001. — № 6. — С. 28.

  4. Сергей Тихонов. Предприятия № 61-100. Оборонпром (2017).

  5. Сергей Тихонов. Предприятия № 301-350. Оборонпром (2017).

  6. А. А. Моишеев, И. Л. Шевалев. Роль личности в истории ОКБ НПО им. С. А. Лавочкина // Вестник ФГУП «НПО им. С. А. Лавочкина». — 2009. — № 1. — С. 19−29.

Tags: wiki, авиация, вмв, история, истребитель1940, ликбез, пашинин, ссср
Subscribe

  • Як-1, отсебятина

    0. Вообще Попытаюсь тут изложить отсебятину, которая сразу всплыла для меня в предыдущем обсуждении. Делаю это потому что словарь не должен…

  • Википедия. Як-1

    Уведомляю, что берусь переписать этот позор русской энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Як-1 Буду рад замечаниям и соображениям не только…

  • «"Дервиш", "Бенедикт" и другие» (mcleod1564)

    Большое спасибо. Очень хотел освежить знания именно о лете 1941. О знаковой и исторически важной помощи англичан — она вселила надежду…

promo jr0 january 28, 2019 05:11 30
Buy for 10 tokens
Удивительный путь Эдгара Шмюда, немецкого мигранта в США, автора знаковых и самых успешных проектов истребителей P-51 Mustang, F-86 Sabre, F-100 Super Sabre и F-5 Tiger 1. Самоучка! «Я родился 30 декабря 1899 года, — писал Шмюд, — в маленьком городке недалеко от Цвайбрюкена…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 128 comments

  • Як-1, отсебятина

    0. Вообще Попытаюсь тут изложить отсебятину, которая сразу всплыла для меня в предыдущем обсуждении. Делаю это потому что словарь не должен…

  • Википедия. Як-1

    Уведомляю, что берусь переписать этот позор русской энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Як-1 Буду рад замечаниям и соображениям не только…

  • «"Дервиш", "Бенедикт" и другие» (mcleod1564)

    Большое спасибо. Очень хотел освежить знания именно о лете 1941. О знаковой и исторически важной помощи англичан — она вселила надежду…