Эрнест (jr0) wrote,
Эрнест
jr0

Categories:

Конспект интервью генконструктора КБ Салют Сергея Кузнецова

Часто наезжаю на деятелей нашей космонавтики огульно за их лживость, потому задолжал конспект с примерами. Есть повод: Илья Морозов (Interfax) взял интервью (жмите на картинку) у генерального конструктора КБ Салют (подразделение Центра им. Хруничева) — разработчика семейства ракет космического назначения Ангара. Интервью, разумеется, о том, почему так долго и столько потрачено, а ракеты не летают.

Сначала сводка: один запуск легкой Ангара-1.2ПП в июле 2014, один — тяжелой Ангара-А5 в декабре 2014. В прошлом году отменен платный запуск легкой Ангары (заменен Союзом 2, который почти вдвое дешевле, при намного больших способностях) и платный запуск Ангары-А5 (замена на Протон; возможно, дело в том, что Протон тот деть некуда, заказчик ушел).

Итак, суть его ответов, хотя хитрый подбор слов тоже важен, как и неожиданное многословие кое-где, обилие канцеляризмов. «Тайная речь».

И не подумаю быть беспристрастным, ловите за руку. Укороченное изложение (с едкими моими замечаниями, не мой стиль перепечатать чужое):

1. В Москве изготавливалась опытная Ангара, а в Омске создаётся серийное производство.

2. В Омске практически полностью изготавливаются УРМ-1 (универсальные ракетные модули), первая и вторая ступени Ангары.

3. Третья ступень на заводе Хруничева в Москве, по причине размещения определенного оборудования.

4. Пока итоговая сборка будет производиться у нас в Москве, так как контрольно-испытательная станция для электропроверок в Москве.

5. Тяжелая Ангара-А5 должна заменить нашу серию (отголосок легкого и среднего Протона) Протон. С министерством обороны достигнута договоренность (не контракт?), техническое задание о завершении конструкторских работ до 2022 года (опа! Вот это задание — «о завершении»). Тогда будет дан зеленый свет изготовлению серийных (прямо туши свет и дорожная карта).

  • Впрочем, поэтический зеленый свет может значить, что заказывать Ангару до завершения конструкторских работ в (может быть) 2022 запрещено?

6. По контракту тяжёлой ракеты: один опытный пуск был, осталось пять, после чего можно начинать серийное производство. Все пуски Ангары, как известно (?), с космодрома Плесецк.

7. Разрабатываются две модели семейства: тяжёлая А5 и легкая 1.2.

  • Потом упомянута еще одна — 5В, которой не будет?

8. Коммерческий потенциал тяжелых машин, конечно, выше легких. На геостационарные спутники устойчивым спрос. Развиваются системы спутниковой связи, лёгкие ракеты будут востребованы.

9. Не менее 50% загрузки Хруничева будет изготовление ракет Ангара.

10. Для отрасли характерно ежеквартальное планирование. Запуск Ангара-А5 в третьем квартале. Решением министра обороны. Цель: подтвердить соответствие ТТЗ. Нагрузка: орбитальный имитатор.

  • Напомню, что должны уже в этом году выводить платный груз по контракту — замена Протоном.

11.1. Из УРМ можно конструировать ракеты от «лёгкого класса» и заканчивая тяжёлым классом с повышенной грузоподъёмностью — 5В для Луны.

  • И тут же противоречие в конце абзаца, очень тонкая терминология:

11.2. Делать ракету сверхтяжелого класса с использованием легких УРМ не практично. Поэтому делают сверхтяжелые ракеты из ракет среднего класса.

Например, Falcon 9 это, собственно, ракета-носитель среднего класса, модуль сверхтяжелой Falcon Heavy.

  • Строже: Falcon — тяжелый носитель класса Протон, о чем и речь, собственно.

12. Применяется оборудование для изготовления вафельного фона для баков УРМ в Омске. Оно уникально, (но!) в мире таких станков насчитывается не более десятка.

13. Планируем внедрить фрикционную сварку, качество сварных швов, сможем снизить запасы.

  • Напомню, что так строят Falcon лет 15.

14. Оценивать стоимость запуска ракета только проходит испытания, некорректно.

  • Внезапно. Покупайте, что получилось, за столько, сколько мы скажем? А вот в США выполняют расчет цены услуги и публикуют ее, хоть это, оказывается, некорректно. И закрывают проекты с неудачей такого расчета.

15. Говорить об окончательной стоимости Ангары, как и об окончательной стоимости Falcon, преждевременно.

  • Надо подождать устаревания Falcon? Вдруг все изменится?

16. Живём в условиях высококонкурентной среды, и как вы понимаете, цена определяется совокупностью различных факторов.

  • Пошла поэзия.

17. Когда Falcon 9 выходила на рынок, её считали (кто?) абсолютно неконкурентной даже по сравнению с предыдущей нашей ракетой Протон, которой проигрывала практически по всем показателям, в том числе и по цене.

  • Сколько неожиданного: современный двухступенчатый керосиновый носитель с 10 почти одинаковыми двигателями, которые можно испытать даже на ракете в сборе, «заведомо проигрывал» ветхому ядовитому и четырехступенчатому, с 11 большими двигателями 6 разновидностей. В ту пору объявленная цена пуска SpaceX — $56 млн, Протон-М — $85-100 млн; и он так впечатляюще падал. В грузоподъемности Falcon 9 v1.0 уступал Протон-М, обтекатель не хуже.

18. SpaceX отрабатывал..., доказывал..., «показывал свой товар лицом». Естественно, из-за низкосерийности стоимость была значительно выше, чем у Протона.

  • Да ну? Но я вижу, что генконструктор напирает на показ товара. Маркетинг — его все.

19. Оптимизируя технологию производства, Falcon смог опуститься даже чуть ниже Протона.

  • Даже? Это после всех аварий и откладывания пусков на год? Напомните, в каком году Хруничев собирается выйти на текущую самоокупаемость, то есть перестанет получать ежегодные дотации. Протон кончился и не «чуть», полностью.

20. Чтобы закрепиться на рынке проделаем те же самые шаги.

  • Ага. Будут «показывать лицом», не исполняя контракты, нарушая обязательства. Будет врать мне нагло, официально.

21. Предстоит работа, с учётом тех перспективных технологий, которые мы предполагаем внедрить.

  • Без упомянутой сварки трением не выйдет?

22. Достойную конкуренцию не только Falcon, но и всем другим перспективным иностранным ракетам-носителям.

  • Falcon же только чуть лучше? Но понятно, что пока надо выбрать другую ракету в соперники.

23. Прежде всего, это, конечно, наши двигатели... характеристики двигателей на голову выше двигателей Falcon... Двигатели, несмотря на санкции, США закупают у нас.

  • Госдеп закупает или заказчики? SpaceX обходится успешно.

24. Мы изначально применили двигатели НПО Энергомаш и КБХА со сверхвысокими удельными энергетическими характеристиками.

  • Был выбор? Разве дело не в удельной цене?

25. Двигатели несколько дороже Merlin это лишь вопрос времени. Цена точно снизится.

  • Надо верить! Ничего серийнее не будет, потому что из США больше не будут закупать эти двигатели, а Ангара запускается не каждую пятилетку. То есть наоборот: РД-191 станет со временем дороже, так как заказчики на семейство заканчиваются. Слава Рогозину!

26. Несмотря на худшие географические условия космодромов.

  • А не лучшие? Где еще, кроме Китая, можно запускать над сушей и не зависеть от океанской погоды? Были бы двигатели дешевые. Впрочем, если Плесецк, да на геостационарную, не по легким путям?

27. Основная задача: поддержание отечественной спутниковой группировки в достойном состоянии;

Вторая: достойное присутствие России на коммерческом рынке пусковых услуг;

Третья: научно-исследовательские — освоение Луны, другие планеты и исследование Галактики.

  • К третьей задаче никаких вопросов. Даже Галлактика (наша, одна) упомянута. Хотя это изыск Интерфакса. А вот «достойно» — любопытное пацанское слово. Он же ученый.

28. Средний возраст работников довольно высокий. Снижается особыми мерами. Около 45 лет — «неплохая цифра». Лидер — омский ПО Полёт, куда охотно идёт молодежь и гордится работой там.

  • Омские — молодцы. Ими тоже горжусь, но московских на мыло бы, не дадут делать Дело.

Tags: spacex, ангара, жрд, космос, луна, россия, сша
Subscribe

promo jr0 january 28, 2019 05:11 30
Buy for 10 tokens
Удивительный путь Эдгара Шмюда, немецкого мигранта в США, автора знаковых и самых успешных проектов истребителей P-51 Mustang, F-86 Sabre, F-100 Super Sabre и F-5 Tiger 1. Самоучка! «Я родился 30 декабря 1899 года, — писал Шмюд, — в маленьком городке недалеко от Цвайбрюкена…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments