Ernest (jr0) wrote,
Ernest
jr0

Categories:

Разбор полемики в Warspot об источниках идей для немецкого танкостроения в 1941

Любопытная статья Т-34 и немцы (Дмитрий Зайцев). Автор в ЖЖ — kedoki, любит набросить и зажечь. Я на его стороне, хотя много явных ошибок. Критикую я, в основном, расхожие мифы, которые упомянуты и задеты. Повторю главы статьи, ее план, но это совершенно мои утверждения.



1. Немецкие дизели и В-2

Советую статьи в ЖЖ того же автора о дизелях. Он явно неплохо разобрался с немцами, потому мои замечания о сравнении с СССР и, что очень важно, об учете дат событий.

Немцы — авторы дизелей и авиадизелей. За ними следовали советские мотористы, создавшие высокооборотистый 12-цилиндровый V-образный дизель взамен М-17 (двигатель, производившийся в СССР по лицензии BMW). Система впрыска знаменитого танкового В-2, который разрабатывали как авиационный, — буквальная копия немецкой, на образцы вообще ставили импорт.

Притом немцы явно не смущались изготовить более совершенную планетарную КПП. Но на дизельное топливо немцы не рассчитывали. Дизелизация в Германии замышлялась, но начиная с грузовкиов, как и следует. К концу войны их танковые двигатели оснащались непосредственным впрыском — по сути, дизели на бензине. Разработан многотопливный дизель для танков, который пойти в производство никак не мог, война кончалась на немецкой земле. Не в 1944 что-то тут менять. А советский В-2, в частности, отличал алюминиевый (дефицитный) блок цилиндров и, разумеется, расход металла. По сути, В-2 доводили на фронте, что недопустимая ошибка руководства. Одна из очень многих.

2. «Пантера» от «Даймлер-Бенц» — копия Т-34?

Автор верно подмечает, что немецкий VK 20 начат до известий о Т-34. Образец Daimler уже в 1939 предполагался дизельным, но с передним ведущим колесом и болокированной подвеской с шахматными катками большого диаметра, что давало, как известно, выдающуюся плавность хода — возможность огня в движении и намного лучше гасило колебания — огонь с коротких остановок.

Увеличенный с 20 до 30 т проект имел уже заднее ведущее колесо (разумеется, не гребневого зацепления, как Т-34). Потому что длина корпуса теперь позволила, но вот с перегрузкой передних катков пришлось бы бороться.

Отмечу неочевидное для многих: танкам лучше, когда они длиннее, они так лучше преодолевают рвы, скажем. Но если броня со всех сторон по горизонтали равная, то рациональнее делать танк коротким и с вертикальной броней, чтобы все внутри поместилось — геометрия. Положение меняется, если танк защищают, по преимуществу, со лба — дифференцированно защищены. КВ и Т-34-76 были бронированы вкруговую одинаково, VK 20 и Tiger тоже. VK 30 (будущий Panther) уже по-разному.

Делать противоснарядное бронирование со всех сторон — ошибка заказчика. Хотя Tiger и Elephat применяли так, что их обстреливали со всех сторон.

3. Наклонная броня

Совсем просто. Немцы принесли эту идею советским конструкторам. Мне непонятно, зачем автор статьи ищет в СССР влияние наклона брони корпуса, гнутой лобовой бронедетали и однообъемного, без монтажной башенной коробки корпуса.


  • Groẞtraktor Krupp после испытаний в СССР в самом начале 30-х, еще до покупки лицензии на БТ у Кристи. Т-34 образца 1941 для сравнения. Узколобая литая башня и огромный корпус кругового бронирования.

Большие катки сделал модными Кристи. Влияние Кристи на немцев очевидное, они купить его танки пытались и несколько опытов с его подвеской у них известны. Тем более, что идеи Кристи развивали аж англичане на врейсерском A13.

Тут же замечу, что поучать немцев, что они ставили на танки недостаточно калиберные пушки — смешно.


  • Танк Гротте, разработанный немцами для СССР. Кстати, 1931 — индивидуальная пружинная поддвеска пяти больших опорных катков с пневматическим демпфированием, с поддерживающими верхними роликами. И теперь у кого-то оказывается, что это советские немецких научили.


В калибре смысла никакого при тогдашних расстояниях огневого боя. На БМП, которые заменили тогдашние танки, и теперь ставят пушки калибром в 20-40 мм. Не обязательно даже, что у такой пушки фугас. Рост калибра в войну объяснялся защищенностью и изобилием танков у противника. А против мелких пушек, пулеметов, пехоты и теперь достаточно крупнокалиберного пулемета с хорошим боезапасом, который можно прямо руками наводить, без приводов. Но тогда мелкашки не умели пробивать броню 60 мм и на малой дальности.

Немцы придумали к танкам с вращающейся башней, которые сближаются с окружающим их противником добавлять безбашенные штурмовые самоходки на танковом шасси, для стрельбы из пехотных порядков. Но со временем у их противников тяжелобронированных танков стало ну очень много.

4. Башни: до и после

Длинное поучение для немцев... вот уж в башнях немцы бесспорно впереди планеты тогда. Сварная многоместная башня, командирская башенка, рация в нише, никаких там ворошиловских пулеметов. Каждому свой люк. Вращающийся полик башни. Ну и погон большой.


  • Первый тут Neubaufahrzeug фирмы Daimler, 1935. Обратите внимание на пропорции, башенку, люки, откатные пушки, калибр и длину пушки, расположение пулеметов. Далее VK 30 той же фирмы, макет 1941. Где тут влияние Т-34 обр. 1941 с литой башней на немецкую башню — покажете?


Немецкие башни становились не уже, а длиннее. Те же трое танкистов помещалось, заряжающему требовалось все больше места и ширины, командира все дальше оттеснял откат. Башни становились выше, чтобы обеспечить склонение ствола, которое дает возможность вести огонь поверх пологого переката, защиту местности.

5. «Тигры» и спешка

Старый сюжет. Общеизвестно теперь, что Tiger разрабатывали еще до войны и, уж точно, до встречи с Т-34 и КВ. Потому у него устарелое круговое бронирование. Потому он такой широкий и с вертикальной броней. Потому вышел тяжелым. Это танк для прорыва подготовленной обороны по довоенным представлениям. Вроде КВ-2, скажем, или СМК. Кстати, СМК вспоминать теперь не любят, потому что "не предвосхитил", да. Мощный ход никуда.

Известные проекты прообразов Tiger показывают направления, по которым, еще до встречи с РККА в бою, развивались немцы. Ну а их противотанковая направленность задана Matilda, с которыми немцы уже повоевали тогда с помощью 88. С другой стороны: выпуск бронебойных снарядов для Л-11 и Ф-34 наладили с трудом в ходе поражения начала войны, как выясняется.

6. Выводы

Я могу показать значительное влияние немцев на танки СССР. А наоборот? Не всеми своими идеями немцы воспользовались. Воевать начали раньше, что ограничило широту их поисков. В СССР с 1939 по 1941 произошла лихорадка поисков. СМК (1939), Т-29 (1939), Т-100 (1939), Т-40 (1939), КВ-2 (1940), Т-50  (1940) — это то, что теперь почему-то редко обсуждают. Итоговый выбор довольно спорный, недостатки Т-34 и КВ известны. Мне вот нравятся альтернативки, где однобашенный Т-28 с М-17Т или М-34Т и увеличенный Т-26. Хорошо хоть от многобашенности и колесно-гусеничности ушли.

Нам, советским людям, Т-34 и КВ с детства родные, несмотря даже на их немецкие (Гротте) и американские (Кристи) корни. На уровне обсуждающихся в статье идей. Мы свыклись с безобразием Т-34 и КВ, а я, может быть, перегибаю, пытаясь стать объективным. Все непривычное кажется уродством. Хотя развитие бронетехники показало разнообразие подходов. И это на уровне общих видов недоразумения, а технологические подробности могли быть еще важнее, были.

Надо помнить, что в мире архетипичный танк выглядит как-то так.
Tags: вмв, германия, другое, история, ликбез, ссср, танки
Subscribe

promo jr0 january 28, 2019 05:11 30
Buy for 10 tokens
Удивительный путь Эдгара Шмюда, немецкого мигранта в США, автора знаковых и самых успешных проектов истребителей P-51 Mustang, F-86 Sabre, F-100 Super Sabre и F-5 Tiger 1. Самоучка! «Я родился 30 декабря 1899 года, — писал Шмюд, — в маленьком городке недалеко от Цвайбрюкена…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments