Ernest (jr0) wrote,
Ernest
jr0

Category:

Пора уже покончить со славословиями ЦАГИ времен войны. Хвосты сталинизма

1. Я знаю, какие на предвоенных проектах профили. Это общеизвестно. Вы же простецки указали на одного Яковлева. В 1939 он -- выскочка и только. ЦАГИ не причем, не имело на Яковлева важного влияния. В стороне от ЦАГИ и другой важнейший деятель -- Поликарпов.

2. В аэродинамике бренды есть. И мода. Кларк -- фамилия американца из NACA, который почти статистически обобщил удачные пропорции профилей того времени, к началу 20-х, на плоском основании профиля. Профиль Clark Y так настойчиво использовали, потому что накопили опыт, а не только потому что советские технологии производства с более сложным профилем не справлялись. Характерно, что американский Clark Y, кроме немецких (Прандтль), слегка, как говорят, имел дореволюционные российские корни. Как и аэродинамическое решение капота И-16: после кольца Тауненда, капот Ваттера, до капота NACA на И-195. Но одновременно решения эти явно заграничные. Что-то мне подсказывает, что деятельность русских на западе вызывала особую зависть и подражания.

Любые новшества в профилях вызывали споры (отблески которых можно увидать у "знатоков"). Исследования ЦАГИ отставали.

3. Мы обсуждали ламинаризированные профили, начав с Mosquito. Вы вдруг о том, на чем Туполев "сидел", потому что его методически не обеспечили в тюрьме. После-то изменилось. Как все мы знаем, крыло Туполеву делал поначалу Петляков. Можно обратить внимание на крыло ВИ-100 Петлякова (Пе-2). Истребителями у Туполева в АГОС занимался Сухой. Полезно смотреть на крылья первых истребителей Су (И-135). И на то, к чему обратился Туполев, когда освободили. Тут нет анахронизма, между событиями не более 5 лет (почему-то чуть не каждый тот год нарекают иногда "эпоха").

Туполевцы тесную связь с ЦАГИ, конечно, имели, но она прерывалась, что легко учесть.

4. Я точно написал, да вы не прочли, что меня не занимает партийная борьба в ЦАГИ. Вы чудесно возразили, что я не знаю то, о чем написал только, что меня это не занимает.

Сужу по делам, фактам. Мнения, особенно в грызне, мне вообще ни к чему. Это как теперь придавать значению каждому наскоку ЦАГИ на СибНИА, сухих на микояновцев, туполевцев на антоновцев... пустяки житейские.
----

5. И о ЦАГИ, 1939: чудесное представление дает СК Бисновата или истребитель Сухого И-135. Включая, конечно, его, наконец, своеобразную систему охлаждения работы ЦАГИ. Узнаваемая схема, похожая на БШ-2 (Ил-2), что, как оказывается, может объясняться не попыткой защитить радиатор, а какими-то умозрительными аэродинамическими преимуществами. Впрочем, внутри турбовинтовых гондол всякое бывает.

Можно с эпопеей капотов типа NACA для М-63 (И-16 тип 28) и М-82 (И-195, Ла-5) познакомиться. Чтоб самостоятельность взглядов спецов в ЦАГИ оценить. Замечу, что все предложения для капотов с иностранными брендами, а Поликарпов с ЦАГИ сотрудничал неохотно, потому, видимо, сделал лучший капот после многолетних заблуждений. Однако и он не похож на шедевр.

+ Так как исходник -- ответ в споре, то превращение реплики в статью, уточнения и проверки, к сожалению, меняют ее текст.


Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий




Tags: авиация, история, россия, ссср, сша
Subscribe

promo jr0 january 28, 2019 05:11 30
Buy for 10 tokens
Удивительный путь Эдгара Шмюда, немецкого мигранта в США, автора знаковых и самых успешных проектов истребителей P-51 Mustang, F-86 Sabre, F-100 Super Sabre и F-5 Tiger 1. Самоучка! «Я родился 30 декабря 1899 года, — писал Шмюд, — в маленьком городке недалеко от Цвайбрюкена…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments