Ernest (jr0) wrote,
Ernest
jr0

Category:

О Грете или Беда советского образования


Начну с того, что публицистика Греты Тунберг мне не любопытна, а потому -- не знаток. А вот широчайший отклик по-советски образованных мужей -- дело совсем иное. Удивительно! Именно так: относительно образованных уже пожилых русских, другие на Грету не нападают. Теперь еще случайно знаю тех на западе, кто восхищен советским неприличием, кому очевидно нравится грубость мужиков вообще. Попался на глаза заголовок, то есть отклик показался издателям важным.

Вдруг весьма взрослые люди с самооценкой всерьез и страстно схватились со шведской школьницей не из красавиц. Интеллектуальная (надеюсь) прилюдная дрочка, а ведь знают, что она не ответит. Все важное уже прочла в ООН. Понятно, что они, включая некоторых мною уважаемых (на всякого мудреца простоты с избытком), нашли в Грете легкого безответного соперника. Но что еще?

Моя догадка, что дело в трудностях советского образования. Люди пытаются разобраться в себе, что с ними не так, как на западе. Грета не эксперт, мериться с ней в геохимии? Она же ссылается на ученых, можно их оспорить.

Я не знаток западного образования, но особенности его мне любопытны. Здесь я основываюсь на паре баек о нем, написанных советскими эмигрантами, и на зарубежном кино. Примеры:

  1. "Мой мальчик в канадской школе на геометрии легко стал лучшим. Пока они все считают площади фигур по клеточкам, он в нашей школе узнал формулы для их вычисления и вычисляет всему классу" (мой пересказ).

  2. Общее место западного кино о школе: ребенок занялся химией. Мудрый учитель тонко подводит его к правильным идеям. В итоге, ребенок пишет сочинение (по химии!), в котором образно и коротко обосновывает, почему ему важно решить химическую проблему. Как он проблемой восхищен, скажем. Ребенок не попадает в химшколу, разве что факультет и профессия, взрослый жизненный успех.

  3. Грета в ООН (при помощи дедушки Сороса).

Я вижу тут, вроде, как западная грамотность отличается от советской. Все там должны уметь вычислить площадь, это навык каждого, а не знание успешных. Основа школьного образования: риторика, навык самомотивации (даже умение учиться на основе этого). Вот и Грета рассказывает, почему она так много занимается просвещением в экологии, только об этом, а ее познания в экологии, видимо, спорны. Зато у нее есть жизнь для совершенствования знаний, ведь ее мотивация похожа на талант (легко обмануться с оценкой таланта ребенка, конечно).

Знакомые мне советские преподаватели иностранных студентов отмечают их неосведомленность в советской программе и бесконечные, по их мнению, вопросы студентов: "Тысячу раз спросят. Нет, чтоб подумать". То есть студенты-то уверены, что не тупицы, а что им дурно объясняют. Не смущаются не знать, пока учатся. Не умело скрывают, а показывают свое невежество преподавателю. Но... но это же мечта препода.

Даже на публичных лекциях в youtube можно видеть, что наш лектор всякий раз напряженно слушает неумелый редкий вопрос, всматриваясь в задающего. На западе вопросы это весело. Легкие, многочисленные, наивные. Лектор отвечает неглядя.

Одна из главных бед, с которой столкнулся я, преподавая постсоветским студентам, выражается расхожим: "я этого никогда не пойму". Кто с этим не знаком? С вопросами преподавателю трудности. Приходится напрягать все навыки невербального общения, судить по глазам о том, понимает ли студент то, что произносит. Говорят криво или буквально повторяют. Может позже мысль созреет, а может -- нет. Остаётся проницать в душу и будущее.

Советские мужики недоумевают, как же Грета не поймет, что должна пройти унижения по ступеням принятия своей ничтожной глупости. Ребенок должен ощущать свое ничтожество, как они. Глубоко и подробно.

Есть и схожесть Греты с мужиками -- в частности, инфантильный догматизм, попытка "транслировать норму", то есть навязать ее натиском без жалости. Но ставлю на то, что Грета через 10 лет сделает любого из них в том, чем собралась заниматься. А они продолжат доказывать себе, что не только они ничтожны перед любой важной задачей. Пусть уже начальство думает или предки, которые все уже придумали, если наши. Кто-нибудь с бородой.
Tags: другое, ссср, сша
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Як-1, отсебятина

    0. Вообще Попытаюсь тут изложить отсебятину, которая сразу всплыла для меня в предыдущем обсуждении. Делаю это потому что словарь не должен…

  • Википедия. Як-1

    Уведомляю, что берусь переписать этот позор русской энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Як-1 Буду рад замечаниям и соображениям не только…

  • «"Дервиш", "Бенедикт" и другие» (mcleod1564)

    Большое спасибо. Очень хотел освежить знания именно о лете 1941. О знаковой и исторически важной помощи англичан — она вселила надежду…

promo jr0 january 28, 2019 05:11 30
Buy for 10 tokens
Удивительный путь Эдгара Шмюда, немецкого мигранта в США, автора знаковых и самых успешных проектов истребителей P-51 Mustang, F-86 Sabre, F-100 Super Sabre и F-5 Tiger 1. Самоучка! «Я родился 30 декабря 1899 года, — писал Шмюд, — в маленьком городке недалеко от Цвайбрюкена…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Як-1, отсебятина

    0. Вообще Попытаюсь тут изложить отсебятину, которая сразу всплыла для меня в предыдущем обсуждении. Делаю это потому что словарь не должен…

  • Википедия. Як-1

    Уведомляю, что берусь переписать этот позор русской энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Як-1 Буду рад замечаниям и соображениям не только…

  • «"Дервиш", "Бенедикт" и другие» (mcleod1564)

    Большое спасибо. Очень хотел освежить знания именно о лете 1941. О знаковой и исторически важной помощи англичан — она вселила надежду…