Ernest (jr0) wrote,
Ernest
jr0

Category:

Отклик на «Красота как критерий летабельности» (neuport)



Иллюстрация для проекта Париж в 2000 году (1910).

Картина для проекта Париж в 2000 году (1910).



1. Фраза Туполева настолько «крылатая», что в разных странах ее приписывают разным авиаконструкторам. Это общее место.

2. Разумеется, авиация выделяется среди почти всех отраслей тем, что аэродинамика видна. Исключая некоторые важные подробности: трудно увидеть профиль крыла, скажем, если видишь только фото. Вживе, кстати, крыло истребителя производит впечатление, его объем можно разглядеть, но сверхкритический профиль Руслана не увидать.

3. Вкус, прекрасное — воспитуемые понятия. Дурновкусие слишком распространено. К тому же, многим нравится привычное, а не чем-то еще особенное. Красивые теперь решения прежде были для многих уродливыми.

Даже сопоставление с красотой птиц ничего в этом не меняло. Для кого-то красивее был коробчатый змей, потому что давно летает, известен. Для кого-то — дирижабль. Кому-то хотелось видеть в воздухе яхту или миноносец с трубой, кому-то модный велосипед. Потому что красиво. Посмотрите многочисленные старые фантазии об авиационном будущем художников.

4. Многие авиаконструкторы умели рисовать. В конце XIX века один из главных навыков, потому что фото не было, все зарисовывали. Начертательная геометрия и инженерная графика — страх многих поколений студентов втузов.

Забавно, что Туполев рисовать и чертить не умел совсем. И вспомните, что Шмюд полагал, что он — создатель первого в США отдела эскизных проектов. То есть тогда это — редкость. Но главный конструктор — менеджер, который мог не уметь рисовать, а должен был принимать правильные решения. Критик?

5. Вывод: судить о красоте даже в авиации трудно. Для этого надо сначала работать над своими взглядами, научиться видеть и сравнивать, иметь вкус, преставление о соразмерности, уместности. Эстетика в авиации необычно важна, но не очевидна каждому.

А художники... консервативны, рисуют то, что сумели понять. Не способны, чаще всего, вообразить по-настоящему новое, а только подмечают увиденное. Людей с вкусом, который можно определенно назвать дурным, — большинство. Тем более, с дурным вкусом в авиации.


Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий








Tags: авиация, история, шмюд
Subscribe

promo jr0 january 28, 2019 05:11 30
Buy for 10 tokens
Удивительный путь Эдгара Шмюда, немецкого мигранта в США, автора знаковых и самых успешных проектов истребителей P-51 Mustang, F-86 Sabre, F-100 Super Sabre и F-5 Tiger 1. Самоучка! «Я родился 30 декабря 1899 года, — писал Шмюд, — в маленьком городке недалеко от Цвайбрюкена…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments