Ernest (jr0) wrote,
Ernest
jr0

Categories:

О ходе разработки Mirage III

Черновик главы о разработке взамен имеющийся, которая правкам не поддалась. Проще переписать. Пока без ссылок. Искать их придется долго, уже потратил две ночи. Очень надеюсь на любые замечания или пожелания, любого рода. Сначала думал, что нужен тупой конспект монографии, однако в нем обнаружилось столько противоречий... В общем, это уже мой текст. На английском и французском несуразиц тоже много.

Жаль, что о конструктивных особенностях проекта маловато. И хочется еще больше исторического контекста.

Любые замечания будут полезны. Даже не прожеванные.

Mystère

Марсель Блок (Marcele Bloch) создал авиастроительную компанию Société des Avions Marcel Bloch вместе с Анри Потэ́ в 1929 году. В 1936 году компанию национализировало правительство Народного фронта, но Марсель Блок назначен в ней представителем министра авиации и авиаконструктором. Знаменитые истребители Bloch получили его фамилию. Осенью 1940 года правительство Виши отправило Блока и всю его семью в тюрьму за отказ сотрудничать, а в августе 1944 года авиаконструктора-еврея немецкие власти этапировали в Бухенвальд. Впоследствии фирма Dassault выделялась открытым неповиновением государственным ограничениям сотрудничества с Израилем.

Конструктор выжил и уже летом 1945 года воссоздал компанию как семейное предприятие с новым названием. В честь брата, участника Сопротивления, он изменил фамилию и название фирмы на его псевдоним Дассо́ (Dassault). К началу 1950-х годов фирма Avions Marcel Dassault достигла успехов в проектировании и производстве самолётов военного и двойного назначения, а также занялась производством ТРД и, с 1954 года, авионики.

Успехи в создании реактивных истребителей начались с проекта MD 450 Ouragan (первый полёт 28 февраля 1949). В 1951 году на его основе создан первый самолёт семейства Mystère (фр. — тайна, произносится как «мистэ́р», с ударением в конце, конечно) со стреловидными крыльями.

MD 550-01

1956 год, изящная бесхвостка с треугольным крылом Mirage I в полёте. Обратите внимание на величину вертикального оперения и отсутствие закрылков

4 февраля 1953 года ВВС Франции объявили конкурс на создание истребителя-перехватчика с выработанными в ходе исследований требованиями:


  • масса истребителя не более 4000 кг;

  • вооружение — одна ракета массой 200 кг (фирмы Matra или Nord);

  • сверхзвуковая скорость М=1,3;

  • набор высоты 15 км за 4 минуты, а 18 км за 6 минут;

  • преследование противника со скоростью около M=1 не менее 25 км, после чего вернуться с остатком топлива на 5 минут ожидания посадки в воздухе;

  • посадочная скорость менее180 км/ч.

Бортовая РЛС не предусматривалась. Похоже, разработанная в 1952 году ВВС Франции тактика применения будущего перехватчика напоминала скорее о немецких ракетных перехватчиках времён войны, которые наводились с земли, чем о воздушной борьбе в Корее, которая тогда только достигла наибольшего напряжения.

Многие авиастроительные объединения Франции приняли участие в этом соревновании. Исключая, наверное, из крупных, Breguet Aviation, которая позднее примкнула к успеху Mirage:

1956 год, SNCASO SO 9000 Trident в полёте

  • Юго-Запада, SNCASO, конструктор Люсьен Сервант, SO 9000 Trident («тридо́») — с двумя ТРД Turbomeca Marboré II на концах тонкого прямого крыла и трёхкамерным ЖРД SEPR 48. Первый полёт 2 марта 1953 года. Для испытаний построено 12 самолётов. В 1956 году именно этот проект объявлен победителем конкурса, но осенью 1958 года закрыт.


  • Севера, Nord Aviation, конструктор Жан Галтье, Gerfaut («жерфо́») — очень короткий самолёт с треугольным крылом и высоко расположенным оперением. Один ТРД ATAR 101C фирмы SNECMA без форсажной камеры и ЖРД. Первый полёт 15 января 1954 года. Самолёт первым превысил скорость звука во Франции, M=1,1 без форсажа. Видимо, только они стремились исполнить исходные требования ВВС буквально, предельно облегчив истребитель. Построено 3 самолёта: Gerfaut, Gerfaut IB с форсажной камерой, Gerfaut II с РЛС Aladin.


  • Центра, Dassault, конструктор Анри Деплянт и Жан Кабриер, MD 550-01 Mystère Delta  («мистэ́р дэльта́» — таинственная дельта) — бесхвостка с треугольным крылом с двумя ТРД MD 30R с форсажными камерами (ТРД Viper по лицензии британской фирмы Hawker Siddley производились там же — в Dassault) и трёхкамерным ЖРД SEPR 66. Взлетел 25 июля 1955 года, а 17 декабря достигнет скорости M=1,3 без ЖРД.

Durandal 001 в 1956

  • Юга, SNCASE (конструктор Пьер Сатр) SE 212 Durandal («дюронда́ль») — бесхвостка с треугольным крылом, ТРД ATAR 101F с форсажной камерой и ЖРД SEPR 75. Первый полёт 20 апреля 1956 года.

Большинство самолётов оснащались трёх- и четырёхкамерными ЖРД фирмы SEPR, которые питались самовоспламеняющейся топливной парой: керосин (позднее фурфуриловый спирт) и азотная кислота. Кроме того, запас воды и метилового спирта для газогенератора турбонасоса ЖРД.

Другой чертой стало тонкое треугольное в плане крыло трёх самолётов из четырёх, участвовавших в соревновании. Явно модное во всём мире тогда решение, вероятно, опиралось на удачные исследования таких самолётов в Великобритании в это время.

MD 550-01 оснастили катапультируемым креслом Martin-Baker и тормозным парашютом. В мае 1956 года, когда уже изготваливали Mirage II, самолёт достиг скорости М=1,6 на высоте 12 км с ЖРД. Расчёты показывали, что без существенных переделок и новых идей скорость увеличить трудно. В то же время на SNCAS0 Trident превысили эту скорость на полгода раньше и рассчитывали получить М=2. Выполнили они и требования к посадочной скорости, потому надеялись даже предложить Trident как основной перехватчик NATO в Европе, а не только победили в конкурсе. Однако после ещё 2 лет испытаний и доработок программа Trident свёрнута осенью 1958 года, хотя прославилась несколькими спортивными рекордами.

Самолёт исптывали до мая 1957 года, но уже по программе разработки бомбардировщика Mirage IV.

Mirage II

В ВВС решили дополнить требования, добавив БРЛС и увеличив нагрузку. В Dassault ответили увеличенным на 30% проектом MD 550-02. Новый самолёт назвали Mirage II, а предыдущий впервые назван Mirage I. ВВС заказали два таких самолёта.

Тягу увеличили, применив два ТРД Gabizo фирмы Turbomeca с форсажными камерами и два ЖРД SEPR. Выходил самолёт, похожий на разрабатываемый дозвуковой бомбардировщик Dassault Étendard II (он же Mystère XXII, первый полёт 23 июля 1956) для программы лёгкого ударного истребителя NATO NBMR-1 (контракт получил итальянский FIAT G-91), но с треугольным крылом, РЛС и ЖРД.

Для Mirage II предназначалась РЛС Aladin дочерней (точнее, сыновей — ею руководил сын Серж Дассо) фирмы Electronique Marcel Dassault, разрабатываемой для ночной разновидности Dassault Mystère, который не построили, как и Mirage II. В начале 1956 года изготовление Mirage II прекращено из-за затруднений в достижении лётных показателей Mirage I. Изготовленное крыло использовали в следуюшщем проекте.

Mirage III

Проект снова пересмотрели и увеличили с названием MD 550-03 или Mirage III. На сей раз силовая установка состояла из одного ТРД ATAR 101G-1 фирмы SNECMA с форсажной камерой. Этот же ТРД использовали для Super Mystère в модификации B2. Двигатели ATAR — итог долгой эволюции немецкого проекта ТРД BMW 109-003, начатого ещё в 1940 году. Предусматривалась установка ЖРД SEPR 841 или хвостового фюзеляжного бака в том же месте фюзеляжа.


Ещё важнее для этого пересмотра проекта, видимо, были веяния из-за границы: аэродинамическое правило площадей недавно внедрённое в США (Convair F-102A) и Великобритании (Fairey Delta II). Delta II даже ставил рекорды скорости именно во Франции в марте 1956 года, когда отменили постройку Mirage II, до достижения M=1,6 на Mirage I в мае. Вообще, это время расцвета дружбы Франции и Великобритании. По легенде же, знаменитый лётчик Чак Йегер, будучи во Франции, лично посоветовал Дассо обратить внимание на правило. Так или иначе, но фюзеляж удлинили, середину его «приталили», увеличили угол стреловидности передней кромки крыла.

17 ноября 1956 года лётчик Ролан Главани впервые полетел на Mirage III 001. До конца 1957 года удалось достичь скорости M=1,8 с ЖРД. 11 июня 1957 года Mirage III показали на Парижском авиасалоне, после которого в сентябре объявлен заказ 11 предсерийных и до 100 серийных истребителей. Начаты переговоры с ВВС ФРГ о закупке, Mirage III облетал немецкий испытатель. Для сравнения, израильский лётчик впервые испытал Mirage только через пару лет, но тоже до начала производства.

Самолёт ещё не имел подвижных полуконусов воздухозаборника, которые задавали положение сверхзвукового скачка плотности воздуха относительно его кромки. Такие полуконусы Lockheed F-104 обнародованы летом 1956 года, а до того были тайной. Лишь к апрелю 1958 года Mirage III оборудовали полуконусами с ручным управлением, от чего тяга на сверхзвуковой скорости увеличилась на 20%.

Mirage IIIA

Mirage IIIA 01, сохранённый в Воздушно-космическом музее Парижа. Обратите внимание на малый размер носового обтекателя для небольшой РЛС Aida

Для соперничества с Lockheed F-104, который уже в 1958 году перестали закупать для ВВС США, но предложили странам NATO, Тайваню и Японии, в Dassault решили опять доработать проект в сторону многоцелевого применения. Проект назвали Mirage IIIA. Для него предназначались ТРД ATAR 9 большей длины и тяги, ЖРД SEPR 841, РЛС управления стрельбой Dassault Aida.

После Парижского авиасалона 1957 года Dassault получила контракты на опытные Mirage IIIA и B:


  • A01 для аэродинамических исследований (полетел 12 мая 1958 года);

  • A02 для испытаний ЖРД;

  • A03 и A04 для испытаний системы управления;

  • A05 для испытаний радиоэлектронного оборудования;

  • A06 для испытаний новой РЛС CSF Cyrano;

  • B01 для испытания учебного двухместного истребителя без РЛС и пушки (взлетел 20 октября 1959 года);

  • A07-A10 для испытания шасси и вооружения и систем наземного обслуживания.

24 октября 1958 года на Mirage IIIA 05 достигнута скорость M=2 без ЖРД. 18 июня 1959 года на A03 установлен рекорд скорости на замкнутом 100-км маршруте — 1785 км/ч. A02 достиг динамического потолка 25 км с помощью ЖРД. На высоте 15 250 м Mirage IIIA достиг в горизонтальном полёте скорости М=2,2.

Усовершенствованная бортовая РЛС Cyrano II (1964 год). Вместо ламп транзисторы, новая антенна

РЛС Aida, с помощью международного конкурса, заменили на моноимпульсную РЛС Cyrano I bis фирмы CSF. Из-за увеличенного обтекателя РЛС пришлось увеличить вертикальное оперение и добавить подфюзеляжный киль. РЛС испытывалась на Mirage IIIA 06 с 1960 года.


Контрактами осени 1957 года предусматривалось, что поставки 100 серийных самолётов (они получили обозначение IIIC) ВВС Франции начнутся 5 августа 1958 года. Однако первый Mirage IIIC полетел в октябре 1960 года, на 2 года позднее плана, согласованного после Парижского авиасалона. Страдала программа и перерасходом средств на разработку, конечно.

Не лишне знать, что одновременно в Dassault занимались дозвуковым палубным бомбардировщиком Étendard IVM, который полетел 21 мая 1958 года, и сверхзвуковым бомбардировщиком, носителем ядерного оружия Mirage IV, который полетел 17 июня 1959 года; напоминал увеличенный Mirage III. Mirage IV называют стратегическим, хотя по расчётной дальности, скорости, массе и назначению проект соответствовал палубному бомбардировщику North American Vigilante.

Так или иначе, программа Mirage IIIC отстала во времени от Lockheed F-104G — явно более зрелой и многоцелевой машиной  в 1959 году, когда многие страны NATO его выбрали. Это удивительно наложилось на известное охлаждение отношений Франции с NATO и США в начале президентства де Голля, хотя вряд ли события эти были следствием и причиной. Истребители Dassault приобрели славу в ВВС стран, не связанных с NATO, позднее. К тому же, довольно долго слава французских истребителей не была связана с совершенством их авионики.


Tags: wiki, авиация, вмв, жрд, история, ликбез, сша
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo jr0 january 28, 2019 05:11 30
Buy for 10 tokens
Удивительный путь Эдгара Шмюда, немецкого мигранта в США, автора знаковых и самых успешных проектов истребителей P-51 Mustang, F-86 Sabre, F-100 Super Sabre и F-5 Tiger 1. Самоучка! «Я родился 30 декабря 1899 года, — писал Шмюд, — в маленьком городке недалеко от Цвайбрюкена…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Recent Posts from This Journal